Впервые этот 6-цилиндровый рядный дизельный мотор был установлен в 1991 году на BMW 325td. М51 пришел на смену устаревшему М21.
Чугунный блок цилиндров с кованым коленвалом накрыт ГБЦ с шестью цилиндрами, по два клапана на каждый цилиндр.
Топливный насос высокого давления - Bosch VE.
Двигатель оснащен турбонаддувом и системой рециркуляции отработанных газов EGR.
ГРМ и ТНВД приводятся цепями - однорядными на каждый привод. Зазоры клапанов регулируются гидрокомпенсаторами.
Управляется двигатель электронным блоком Bosch DDE2.1.
Рабочий объем мотора составляет 2,5 литра. Мощность в зависимости от модификации варьируется от 115 до 143 л.с. при крутящем моменте от 222 до 260 Нм.
Устанавливали М51 на модели:
На модели BMW последний М51 устанавливали в 2000 году. Далее им на смену пришел новый дизель - М57. Сам же М51 продолжил свое существование в качестве силовой установки для Opel Omega и Range Rover.
Первая базовая версия мотора - M51D25UL - выпускалась с 1991 по 1996 год. Мощность ее составляла 115 л.с., крутящий момент - 222 Нм при 1900 об/мин. Найти такой двигатель можно на BMW 325td в кузове E36 и 525d в кузове E34.
Вскоре появилась более мощная, форсированная до 143 л.с. и 260 Нм крутящего момента при 2200 об/мин. версия мотора - M51D25OL. Ее главная особенность - наличие турбины с интеркулером. Устанавливали ее на BMW 325tds в кузове E36 и 525tds в кузове E34 с 1991 по 1996 год.
В 1996 году на смену M51D25UL пришел мотор с другой турбиной и блоком управления - M51D25TUUL. Мощностные характеристики: 115 л.с. и 230 Нм крутящего момента при 1900 об/мин. Ставили двигатель до 1998 года на BMW 525td в кузове E39 и 325td в кузове E36.
В 1996 году вышла версия на замену M51D25OL - M51D25TUOL. Форсировки до 143 л.с. (крутящий момент - 280 Нм при 2200 об/мин.) достигли за счет новой турбины с интеркулером и другого ЭБУ. Двигатель выпускали до 2008 года, найти его можно на BMW 325tds в кузове E36, 525tds в кузове E39 и 725tds в кузове E38.
Расход топлива на М51 составляет 8,9 л по городу, 5,5 л на трассе и 6,7 л в смешанном цикле.
Расход масла, заявленный производителем на угар - до 700 мл на тысячу км. Регламент замены моторного масла - каждые 7-9 тыс. км.
Ресурс самого мотора оценивается примерно в 400+ тыс. км - это достаточно простой по конструкции, прочный и надежный агрегат.
Владельцы отмечают ровную работу и экономичность двигателя, при этом это далеко не «задумчивый», а очень динамичный дизель.
Из недостатков в эксплуатации М51 - относительно шумная работа и небольшие вибрации в режиме холостого хода. И то и другое считается особенностью турбодизеля, а не проблемой.
Цепь ГРМ достаточно ресурсна. Но проверять ее состояние нужно хотя бы раз в 50 тыс. км, или в случае посторонних шумов в подкапотном пространстве. Меняют цепь и звездочки в комплекте на пробеге порядка 150 тыс. км.
Особо тщательно стоит владельцам следить за системой охлаждения двигателей М51: регулярно проверять уровень антифриза и состояние патрубков. Если антифриз через трещину в ГБЦ попадет в камеру сгорания, двигатель получит гидроудар, ЦПГ выйдет из строя.
Менять моторное масло нужно не реже раза в 7-8 тыс. км, обязательно выбирать качественную «синтетику». Менять фильтры перед холодным временем года - тоже обязательная процедура.
Распространенной для М51 ситуацией является растрескивание ГБЦ. В результате - проблемы с системой охлаждения и его перегрев. Проблему решают завариванием трещины, но эффективнее будет покупка и замены ГБЦ на исправную.
Другая распространенная проблема, на которую жалуются владельцы - плавающие обороты, трудности с запуском на горячую. Проблему стоит искать в исправности ТНВД - вероятно, понадобится замена насоса или его плунжерной пары. Последняя, кстати, очень привередлива к качеству моторного масла.
Трудности с запуском на холодную на М51 говорят о том, что свечи накала неисправны. Или проблему стоит искать в работе топливоподкачивающего насоса. И то, и то приходится менять. Так же, как форсунки - если они выходят из строя, поможет только замена.
Турбокомпрессор служит порядка 150-200 тыс. км. Если не заметить его умирание вовремя - по повышенному расходу топлива, черному дыму выхлопа и потере мощности, то клапан EGR выйдет из строя, забившись сажей отработанных газов.
Но если бережно относиться к мотору, капитальный его ремонт может ограничиться лишь заменой вкладышей коленвала, поршневых колец и ремкомплекта. Чугунные цилиндры не изнашиваются даже к 400 тыс. км.
По своей конструкции, дизельный М51 - неплохой агрегат с большим ресурсом, хорошим соотношением производительности и топливного расхода.
Но в силу своего возраста и сомнительного обслуживания, покупка БМВ с мотором М51 остается лотереей для нового владельца.