Моторы серии N13 пришли на смену устаревшим N43B16, N43B20, N45B16, N45B20S, N46B18 и N46B20. Это атмосферники с повышенными рабочими характеристиками, которые устанавливались на BMW 1-series, 3-series с 2011 года.
Двигатель N13 - совместная разработка BMW и PSA Peugeot Citroen образца 2011 года. Другое название этого силового агрегата - «Принц» (Prince).
Мотор BMW N13 получил ряд технических и конструктивных доработок, включая легкий блок цилиндров из алюминия с сухими чугунными гильзами - чтобы можно легко было производить ремонтные работы. А также кованый коленвал с противовесами - их восемь.
Отличительная особенность агрегата N13 - это первый из двигателей BMW с продольным расположением основных узлов. То есть стороны впуска и выпуска поменяли местами. В моделях BMW с этим двигателем сторона выпуска находится слева по направлению движения.
Четырехцилиндровый 16-клапанный бензиновый агрегат получил систему бесступенчатого изменения высоты подъема клапанов Valvetronic III и абсолютно новую головку блока цилиндров.
Как и на большинстве моторов N-серии, двигатель получил систему изменения фаз газораспределения на двух валах ГБЦ - Double VANOS.
Также N13 оснащен системой непосредственного впрыска топлива HPI.
За наддув отвечает твинскрольный турбокомпрессор Garrett с изменяемой геометрией. Твинскрольная система наддува, то есть одна трубина с двумя «улитками» разного диаметра позволяет достичь максимального крутящего момента даже на малых оборотах.
Управляет двигателем ЭБУ Bosch MEVD17.2.4.
Объем мотора составляет 1,6 литра. Мощность в зависимости от модификации - от 102 л.с. (180 нм) до 177 л.с. (250 Нм).
Устанавливали N13 на:
Помимо BMW, двигатель N13 устанавливается на Peugeot 208, Peugeot 308, Peugeot 408, Peugeot 508, Peugeot 3008, Citroen C4, Citroen C3
Помимо стандартной версии производитель выпустил разные модификации N13, что сделало возможным установку агрегата на разные модели BMW:
Техническое обслуживание производится согласно рекомендациям производителя каждые 15 тысяч км пробега. Рекомендуется менять масло в моторе каждые 10 тыс. км.
Для замены используется строго моторное масло 5W-30, 5W-40, в идеале - рекомендуемое баварским концерном. Расход масла на угар, заявленный производителем - 700 мл на 1000 км пути.
Топливный расход составляет 5,7 л на 100 км пробега в смешанном режиме. По городу расход топлива составляет 7,2 литра, по трассе - 4,8 литра.
Заправлять мотор рекомендуется бензином с октановым числом не меньше 95. Лучше - АИ-98.
Важно, что смена марок топлива и моторного масла негативно отражается на производительности двигателя - лучше не рисковать.
Ресурс двигателя составляет 250+ тыс. км до капитальных вмешательств.
Как и все моторы семейства N, двигатель привередлив к качеству масла и топлива. Проблемы с высокотехнологичными системами Valvetronic, Double VANOS не обошли агрегат стороной.
К самым частым жалобам владельцев, с которыми те обращаются на СТО, относят:
Часто проблема неустойчивой работы агрегата на холостом ходу решается чисткой клапана холостого хода и дроссельной заслонки.
Как правило, неравномерное вращение мотора без нагрузки связано с неисправной или плохо закрепленной дроссельной заслонкой, но встречаются и причины попадания влаги и пыли в контрольный клапан холостого хода.
Причину стоит искать в расходомере воздуха. Когда он отказывает, аппетиты двигателя растут в геометрической прогрессии.
Причина заключается в том, что система зажигания при выходе из строя датчика начинает запаздывать, в результате топливно-воздушная смесь чрезмерно обогащается, и растет расход бензина.
Вероятно, загрязнились инжекторные топливные форсунки.
По мере того, как форсунки вырабатывают свой ресурс, топливовоздушная смесь, которая попадает в цилиндры, готовится с нарушением пропорций - становится обедненной. В результате мотор ощутимо теряет в мощности, при нажатии на педаль газа владелец сталкивается с ощутимым провалом тяги, как будто машина тянет другую на буксире.
Решение - чистка топливных форсунок на специальном стенде каждые 100 тыс. км и замена вышедших из строя элементов.
При длительных экстремальных нагрузках на мотор ЭБУ может выйти из строя.
Моторы BMW N13 - надежные, хоть и негабаритные, агрегаты, которые снискали уважение автолюбителей и сервисменов. Несмотря на малый объем, эти моторы успешно конкурируют с моторами других автопроизводителей гораздо большего объема по своей производительности, благодаря точной проработке инженерами всех механизмов и систем.
Двигатели N13 требуют к себе внимательного отношения владельцев и качественного обслуживания - лучше дилерского. Ремонт агератов стоит доверять только профессионалам с высокой квалификацией и опытом в работе с моторами BMW N серии.
О двигателе BMW N63 узнаете здесь.