Пытаться рассматривать выбор подержанной BMW 7 Series E38 как рациональное решение, взвешивать сильные и слабые стороны и сосредоточиться на типичных поломках - неблагодарное занятие. Всё потому, что этот автомобиль выбирают не разумом - сердцем.
Последний «настоящий» баварский флагман, мечта детства, машина Джеймса Бонда и банда из "Бумера" … Слишком много ассоциаций.
Ещё недавно E38 казалась недостижимой машиной для небожителей, а сегодня - её можно купить уже за 4-6 тысяч у.е. по курсу. И часто от такой покупки тяжело отказаться, даже если она откровенно «убита». Всё потому что это единственная «семёрка», которую выбирают за душевность. А выбрав, подсаживаются на E38 как на героин, не в силах расстаться даже с ушатанным 20-летним экземпляром.
И на поиски E38 отправляются не потому, что нужен «баварский премиум» - для этого хватает «пятёрок» BMW тех лет. На поиски E38 отправляются, когда нужна E38. Ни больше ни меньше.
Почему ДА
Третье поколение «семёрки» появилось в 1994 году. Строгий лаконичный и в то же время оригинальный и динамичный дизайн создавала команда под руководством Криса Бэнгла. До сих пор ценители баварской марки называют Е38 самой красивой из «семёрок» БМВ.
BMW E38 была доступна в трёх вариантах кузова - стандартный седан, удлинённая Long версия (+140 мм колёсной базы), растянутый лимузин L7 (+394 мм).
Для седана полагалась широкая гамма вариантов моторов: рядные «шестёрки», несколько V8 и флагманский V12 - в общей сложности, шесть вариантов бензиновых и три дизельных двигателя. В плане коробок покупатель выбирал из МКП на 5 и 6 ступеней и 5-ступенчатой АКП. Место М-версии занимала эксклюзивная Alpina B12, заряженная на 386-428 л.с.
Оснастили флагман и первоклассным инновационным «фаршем», например, системой динамической стабилизации и адаптивной АКП. Напомним, что Е38 выпускали с 1994 по 2001 год - для тех времён это была технологическая революция.
Почему же Е38 до сих пор рассматривают для покупки?
Перед тем, как E38 сняли с конвейера, её продажи резко пошли вверх. Это редкая история, которая объясняется очень просто: увидев новое творение Криса Бэнгла в 2002 году, ценители баварской классики ринулись в салоны дилеров, чтобы купить последний настоящий флагман с яркой киношной карьерой.
Новая «семёрка» E65 провела черту «до» и «после» в смене эпох BMW: после ухода E38 начались эксперименты с дизайном, даунсайзинг моторов и прочие печальные нововведения. А E38 стала бессменным символом эпохи 90-х. И, нужно сказать, внешний вид и начинка машины как нельзя лучше отражала ценности и стиль жизни героев, для которых предназначалась в кино: адреналин, нонконформизм, стремление взять от жизни всё. И побольше.
Сегодня для тех, кто хочет получить эту модель F-класса в личное безраздельное пользование, вопросы цены эксплуатации, поломок и болезней моторов совсем не актуальный. Эта увековеченная в фильмах BMW, даже с учётом почтенного возраста, остаётся востребованной у фанатов марки до сих пор, а в потоке до сих пор Е38 авторитет из 90-х. И это не мещанство, это вопрос имиджа владельца.
Наверное, поэтому в тех объявлениях о продаже, где указывается максимальная стоимость подержанной Е38 (12 тысяч у.е. по нашим данным), рядом идёт приписка «автомобиль для ценителя».
Премиум высшего класса, который спаян с традиционными баварскими ценностями, динамикой и управляемостью - вот рецепт успеха Е38.
Двухтонная «зажигалка» не даст экономить и соблюдать ПДД: приятная тяжесть руля, цепкие тормоза, сбалансированное рулевое управление и системы, предотвращающие скольжение плюс подкапотный V8 и тем более V12 - и всё, владелец пропал.
Нога жмёт на акселератор помимо воли, утробный рык из моторного отсека подстёгивает азарт…Эта огромная, низкая и заднеприводная бестия не даст водить себя спокойно и уравновешенно. Только хардкор.
Теперь такой характер найдёшь разве что в отдельных «заряженных» эмках, но ценители категоричны: не то. В них нет того, что было в Е38. Имя этому - порода.
Эпоха появления Е38 - время «холодной войны» между BMW и Daimler, и потому «семёрка» не могла уступить W140. Не могла и не успепила: богатейшие опции и уютный салон тому подтверждение.
Подвеска послушно глотает неровности дороги, кресло обнимает тело и запоминает индивидуальные настройки, за первоклассную шумоизоляцию отвечают двойные стеклопакеты.
Всевозможные обогревы и массаж как опция сидений, навигация и раздельный климат-контроль, вебасто, раздельные задние сидения, сотовый телефон и даже телевизор - список оснащения огромен. Впервые на Е38 появились шторки безопасности, которые защищают головы людей в салоне при боковом ударе.
В 500-литровый багажник ставили штатный холодильник и сабвуфер для нештатной музыки.
Внешнее оснащение салона тоже производит впечатление. Нет смысла брать эту «семёрку» в минимальной комплектации. Чтобы прочувствовать эту машину - только роскошная классика, чёрная натуральная кожа и корень ореха в отделке.
К хорошему привыкаешь, и потому владельцам так сложно расстаться со своей Е38. Часто можно слышать мнение, что это последняя «семёрка» БМВ, где «понты стоили своих денег». И что после Е38 остальные 7-series могли превосходить её по внешнему виду, драйву или оснащению, но никогда - по сочетанию этих трёх элементов.
Глобальных проблем с электрикой, моторами или подвеской у Е38 нет, если сравнивать её с другими представителями бизнес-класса той эпохи.
Другой вопрос, что возраст машины просто обязывает её иметь проблемы с кузовом - и на многих экземплярах, которые продаются на вторичном рынке Беларуси, поменяны двери, переварены пороги, перекрашены элементы с целью скрыть коррозию.
Обслуживание подвесок - передних «МакФерсон» и задней многорычажной - тоже не доставляет особых проблем, если владелец отвозит Е38 на сервис хотя бы раз в полгода, а не выявляет проблемы по посторонним стукам.
Что касается ходовой части, то вместо рулевой рейки в Е38 простой рулевой редуктор с электронным усилителем Servotronic.
Помимо «сервотроника» в Е38 хватает и других электронных ассистентов, включая полноценную систему стабилизации, адаптивные амортизаторы и систему регулировки уровня кузова (опционные). Вопрос, как всё это великолепие работает при пробегах 20-летней машины. Вопрос на совести предыдущих владельцев.
Если Е38 на ходу и тщательно обслуживается, глобальных проблем (кроме состояния кузова) с неё не будет. Моторы, которые шли на эту «семёрку», достаточно надёжны, электроника не капризна.
Длительный простой «семёрке», как и любому автомобилю, на пользу не пойдёт. Как и колхозный «тюнинг», обслуживание сомнительными запчастями у гаражных умельцев и игнорирование проблем. Но в целом, Е38 - надёжный и ресурсный агрегат.
Почему НЕТ
Стоит просмотреть пару десятков объявлений по продаже подержанных Е38, как очевидным становятся причины, по которым её не покупают. Точнее, это одна причина, которая объясняет суть проблемы.
Владельцы БМВ Е38 условно делятся на две категории.
Первая - фанаты марки, которые понимают ценность этой машины и вкладывают в неё сумасшедшие суммы каждый год.
Такие устраняют неисправности и «колхозинг» предыдущих владельцев, обслуживают и ремонтируют Е38 на официальной дилерской станции исключительно оригинальными запчастями, заказывают детейлинг, долго и мучительно выбирают стиль колёс, а при необходимости покрасить элемент зачищают его до металла и даже дозаказывают заводские опции.
И такой владелец, понятное дело, за 6-8 тысяч у.е. свою обожаемую «семёрочку», в которую столько вложено, не отдаст. Скорее выставит объявление, начнёт присматривать что-то похожее (а аналогов нет) и, разочаровавшись, поставит Е38 в гараж - кататься по выходным.
Но таких объявлений процентов 5-10.
А остальные подходят под мягкое «убитый колхоз». С сопутствующими космическими затратами нового уже владельца.
Причём в этом случае поиск проблем не обойдётся сверкой комплектации с VIN номером, проверкой следов сварки лонжеронов или плясками с толщинометром.
Форумы и профильные ресурсы полны информацией о том, что может быть «оптимизировано» народными умельцами в Е38. Включая занижение клиренса, чип-тюнинг, установку прямотока. Этот список «колхозинга» стоит изучить - и многие потенциальные владельцы отказываются от покупки уже на этом этапе.
Отдельно стоит сказать о сложностях с поиском квалифицированных мастеров. Машина сложная, специфичная, требует отдельных знаний и умений. Какое обслуживание могло быть у Е38 из райцентров и отдалённых городков-деревень?
В общем, Е38 любит премиальный уход, хорошие дороги и тёплые гаражи. Без этого - это совсем уже не та «семёрка», которая про мечту. А просто «ушатанный» экземпляр и путь в долговую яму, если тысячи долларов на восстановление не заложены в бюджет покупки изначально.
Для тех, кто всё же твёрдо решил искать достойный экземпляр. Проблемы по части силовой установки, КП, подвески и электрики BMW Е38.
На «семёрку» производитель не жалел краски и стали, но с учётом пробегов тяжело найти экземпляр с «родными» порогами, дверями, арками.
Не стоит покупаться на заявления об «оригинальных лобовых» производства, например, Pilkington. Это не говорит о том, что машина не была в аварии. Умные перекупы давно не ставят кристально чистый китайский аналог, а покупают не новое стекло с нужной маркировкой на авторазборках.
Оптика со временем мутнеет от царапин, а стёкла фар обойдутся недешево.
В части электрооборудования подвоха стоит ждать от разных блоков управления, включая основной, ЭБУ климатом, блоке системы бортового контроля, системы ABS, системой электронного рулевого управления Servotronic.
В целом моторы на Е38 надёжны. Самые удачные - бензиновые V8 объёмом от 3 до 4,4 литра, а также двигатели серий M60, M62, M52.
Бензиновые моторы на этой «семёрке» ходят по 400-700 тыс. км до капремонта, их главный враг - перегрев. А ещё гидроудар, причём «хлебнуть» воды мотор может даже при проезде через глубокую лужу из-за низко расположенного воздухозаборника.
На сериях М52 и M60 ругают никасиловое покрытие цилиндров и дорогую в замене VANOS. Плюс малый ресурс датчиков, включая лямбда-зонд, и модулей зажигания. Плюс топливный аппетит, растущий с количеством цилиндров.
Дизельные версии встречаются нечасто, причём Е38 - первая «семёрка» BMW, на которую вообще стали устанавливать дизеля. Покупка дизельных версий - всегда гарантия больших пробегов и высоких затрат на содержание топливной системы. Исключение составляет разве что популярный на вторичном рынке М57.
Цепь ГРМ для всех моторов, которые шли на E38, считается необслуживаемой. Но по факту, её приходится менять каждые примерно 300 тыс. км.
В основном, уход за моторами по стандарту BMW: лучшее масло и топливо из доступных, чуткая реакция на шум из-под капота, профилактика перегрева. Значит, никаких забитых радиаторов и холостых оборотов часами. Вообще, целиком от владельца зависит, получите вы в обладание живой полумиллионник или совершенно убитый по части ЦПГ 200-тысячник.
На E38 ставили как МКП (для бензиновой 2.8 и дизельной 2.5) так и АКП. Если «механика» считается надёжной, по «автоматам» есть вопросы.
Большинство рычагов в Е38 меняется в сборе, некоторые выполнены из алюминия.
После полной переборки передняя подвеска ходит 100+ тыс. км. Заднюю многорычажку чинить придётся чаще, примерно каждые 40-60 тыс. км: тяжелый автомобиль. Причём задняя подвеска устроена сложно, деталей много, конструкция многих не допускает установку аналогов с других моделей BMW.
Пневмоподвеска для 750i - безупречна в плане комфорта и даже служит дольше стандартной, но если выходит из строя, владелец выложит больше тысячи у.е. за ремонт.
Вместо рейки – обычный рулевой редуктор с усилителем Servotronic. Он надежный, но центральную рулевую тягу нельзя разобрать, придётся менять в среднем каждые 40-60 тыс. км.
Тормозную систему для БМВ Е38 делали с запасом мощности и надежности. При бережной эксплуатации, даже с учетом возраста, шланги и трубки в неплохом состоянии. Основные проблемы – выход из строя датчика ABS или поломка блока его управления.
Выбор подержанной БМВ Е38 не будет быстрым. Найти действительно ухоженный экземпляр – целая проблема. И этот автомобиль не потерпит пренебрежения и экономии.
Даже при отсутствии серьезных проблем владение этой «семёркой» обойдется в несколько тысяч у.е. в год. Правда, знатоки говорят, что роскошный двухтонный флагман, с поведением споркара и комфортом бизнес-класса, этого стоит.
Выбирать лучше версию после рестайлинга, с бензиновым V8. Если хотите исключительно дизельную Е38, выбирайте 730d - она признана одной из лучших.
Не пропустите другие обзоры популярных моделей БМВ: