Все поколения BMW 7-series: эволюция кузова «семёрки»

БМВ уже давно не автомобиль, а стиль жизни, образец драйвового вождения и аксессуар владельца, который смог. Но споры о «последней правильной» семёрке продолжаются по сей день.

Шума добавила и недавняя премьера рестайлингового седана с огромными «ноздрями» радиаторной решётки.

Посмотрим, по каким законам происходила эволюция легендарной модели.

vse bmw 2

Прототипы

Первой попыткой создать представительский автомобиль в Мюнхене стала модель BMW 501. Выпускали её с 1952 по 1964 год, но в Германии после войны машина продавалась так плохо, что чуть не разорила компанию.  

Затем 501 сменили BMW нового поколения, под индексом E3.

Выстрел попал в цель: дизайн понравился покупателем, а мотор они выбирали из рядных «шестёрок» объемом от 2.5 до 3.3 литров, причём топовые двигатели оснащались системой впрыска Bosch.

Спортивный характер модели оценили по достоинству: с 1968 по 1977 год было продано 220 тысяч автомобилей.

Именно E3, которую продавали под разными именами в зависимости от мотора (BMW 2500, 2800, 3.0Si и др.) стала прототипом для автомобилей седьмой серии БМВ.

Гамма моторов, фишки в дизайне привычных нам «семёрок» - всё оттуда.

bmw

 Первое поколение, Е23 «Акула» 

Выпускались с 1977 по 1987 год.

С конца 1970-х BMW распределила модели машин по сериям, в зависимости от габаритных размеров и оснащения. Самыми роскошными стали седаны и туринги 7-series.

Первой такой моделью и главным конкурентом стала Mercedes-Benz S-класса стала BMW Е23. За годы производства с конвейера сошло 290 тысяч этих «семёрок».

е23 1

За свой внешний вид Е23 получила прозвище «Акула». В облике узнаются черты Е3, но в духе нового времени.

  • Двигатели «Акула» позаимствовала у Е3. Это были рядные «шестёрки» М30 и их разновидности, объемом от 2,5 до 3,4 литров.
  • 2,5-литровые версии Е23 можно было купить только правительственным гаражам.
  • Самая мощная Е23 для гражданских - 745i с турбонаддувом и мощностью с 252 л.с. Она появилась в 1980 году.
  • Для рынка ЮАР выпускали особую версию BMW (E23) 745i с атмосферным 286-сильным мотором - всего двести машин.

е23 3

К ним в пару предлагались 3х- или 4х-ступенчатая АКП или МКП на 4 или 5 передач.

  • В 1980 году появилась даже «семёрка» с 3,2-литровым 252-сильным турбомотором для BMW (E23) 745i.

В салоне, разумеется, качественная кожа и вставки из дерева. Среди электронных систем - климат-контроль, бортовой компьютер.

После рестайлинга E23 получил увеличенные и «утопленные» в решётку радиатора воздухозаборники, а ещё систему ABS и аирбек для водителя. На тот момент это был прорыв в плане безопасности.

Разумеется, на то время это была самая технически совершенная модель БМВ, с бортовым компьютером, климат-контролем, подогревами зеркал и лобового стекла.

О неисправностях водителю сообщал «чек» на панели приборов. А ещё машина сама напоминала о прохождении ТО. Для сорокалетнего авто - просто фантастика!

е23 4

В Беларуси Е23 - редкий зверь.

Ищут их только редкие любители, а купив такую «семёрку» даже за символические деньги, придётся крупно вложиться в восстановление. Особенно это касается порогов и арок, салона, ЛКП.

Да и мотор, скорее всего, придётся менять. Плюс проблема с поиском оригинальных запчастей, что неудивительно для авто такого почтенного возраста.

е23 2

 Второе поколение, Е32 

Выпускались с 1986 по 1994 год.

К середине 1980-х «акула» устарела. Для того, чтобы идти в ногу с главным конкурентом, баварцы вывели на сцену новую модель - BMW Е32.

До 1994 года выпустили 310 тысяч таких «семёрок».

е32 3

Силами Эрколе Спады, Ганса Кершбаума и Клауса Люте, седан вырос в длину, получил более современный дизайн и разные электронные продвинутые новинки, включая климат-контроль на 2 зоны, ксеноновую оптику.

Соответственно, и запомнилась E32 стремлением баварцев вывести комфорт от вождения на новый уровень.

  • Помимо взятых от Е23 рядных «шестёрок», в гамму двигателей добавили атмосферные V8 и V12. Внешне такие машины отличались расширенными воздухозаборниками.
  • Моторы оснащались 5-ступенчатой МКП или 4-диапазонным «автоматом».
  • Впервые появилась версия с длинной базой - Li.
  • В 1987 году на 750Li поставили флагманский 12-цилиндровый М70 мощностью в 300 л.с. (450 Нм), который разменивал первую «сотню» за 7,4 секунды. 

е32 1

В 1992 году модель ждал рестайлинг. В гамму моторов вошли новые V8 объёмом 3.0 и 4.0 литра - для версий 730i и 740i.

За плавность хода отвечала независимая подвеска с электронными системами уменьшения кренов. Для топовых версий предлагалось выбрать режим работы ходовки: комфорт или спорт.

Двойные стёкла и доработки по шумоизоляции позволили убрать внешние звуки.

Кузов был окрашен в яркий бордовый цвет. В салоне - отделка из разных видов кожи и двух сортов дерева, на выбор. Сиденья запоминали настройки.

е32 2

Для любителей свободной посадки сзади предлагалась версия «лонг», +10 см к седану. Топовый пакет «хайлайн» включал телефон, факс, холодильник - как в лимузине.

В список оснащения Е32 входили кондиционер, круиз-контроль, парктроники, ксеноновые фары, ABS, подушки безопасности и многое другое.

В нашей стране есть несколько владельцев такой BMW. Покупают Е32 как надёжный и даже по сегодняшним меркам комфортный авто для поездок по городу и за его пределами.

Выбирают по состоянию кузова, меняют подвеску и двигатель, занимаются восстановлением - а когда стоимость работ переваливает за вменяемый порог, наотрез отказываются продавать: слишком много вложено.

е32

 Третье поколение, Е38 «Бумер» 

Выпускались с 1994 по 2001 год.

Спасибо Daimler: вечный дух соперничества вынудил баварцев искать и находить инновационные решения и выпускать шедевры. Как Е38, которой мы посвятили отдельную статью.

Легендарный автомобиль, увековеченный в кинохрониках, сошёл с конвейера с 1994 году.До сих пор для многих именно эта модель - последний немецкий флагман и мечта детства.

Дизайн этой «семёрки» в сравнении с предшественниками стал ещё брутальнее и динамичнее.

е38

Е38 выпускалась в кузове седан и туринг (+140 мм), а изюминской стал 5,4-метровый лимузин L7.

Были и бронированные Е38, с максимальным уровнем защиты такие «семёрки» выдерживали даже автоматный обстрел.

Вариантов выбора мощности тоже было предостаточно:

  • бензиновые 728i, 730i, 735i, 740i и 750i оснащались двигателями объёмом от 2,8 до 5,4 литров и мощностью в 193 - 326 л.с.
  • первые среди «семёрок» дизельные версии 25tds, 730d и 740d получили моторы в 143, 193 и 245 л.с. соответственно.

е38 2

Комфорт - в лучших традициях: автомобиль получил передовые электронные системы, которые балансировали работу силовых агрегатов, трансмиссии и ходовки.

Белорусские поклонники BMW Е38 пригоняют машины из соседних стран. Среди ценителей разворачивается настоящая охота за экземпляром в хорошем состоянии.

Разумеется, без восстановительных работ не обходится - до замены салона и переваривания кузова. Каждый день Е38 мало кто катает - это скорее очень ценный и дорогой конструктор для тех, кто «в теме».

e38 3

 Четвёртое поколение, Е65-68 «Бегемот» 

Выпускались с 2001 по 2008 год.

Ох, и нашумела же эта «семёрка» из-за дизайна, который предложил Крис Бэнгл в своё время. Даже лояльные поклонники марки объявили смену эпох - от «акул» к «бегемотикам».

Причиной тому - слишком мягкие линии кузова, складывающиеся в «заплывшую мордаху с грустными фарами». СМИ тоже подлили масла в огонь: журнал «Time» назвал BMW Е65 самой уродливой машиной.

Но чёрный пиар тоже пиар: «бегемот» разошёлся тиражом в 330+ тыс. машин, и это были рекордные продажи «семёрок» из Мюнхена.

е65 2

Помимо кардинально иного облика, Е65 получила изменения посерьёзнее. Многие решения, которые получила «семёрка» на стыке эпох, реализуются в моделях BMW и сегодня.

Например, система iDrive с мультифункциональной шайбой.

Или джойстик «автомата», правда, в Е65-68 его зачем-то убрали с привычного места между креслами и поместили в качестве рычага под руль. А вместо привычного рычага в эту «семёрку» установили автоматический «ручник».

  • Моторная гамма Е65 была широкой: от базового 228-сильного инжектора для 730i до флагманского 760i, на который ставили 445-сильный V12. Разгон до 100 км/ч занимал в этом случае 5,5 секунд.
  • Е65-68 получили бензиновые, дизельные и даже ворододные версии. BMW Hydrogen 7 - первый в мире серийный авто с необычным эко-двигателем.
  • Все двигатели агрегатировали 6-ступенчатой АКП производства ZF.

В отличие от Е38 и F01, это поколение «семёрки» было исключительно заднеприводным

е65.

В салоне, разумеется, царство кожи разных оттенков и редкие породы дерева. Подогрев, вентиляция и массаж в сиденьях - и целая россыпь опций за доплату, включая подвеску с адаптивными амортизаторами и поворотные фары.

Рестайлинг 2005 года изменил многое в Е65. Внешний вид подретушировали, пригладив, но эта модель до сих пор одна из самых спортных в плане дизайна в линейке моделей BMW.

После рестайлинга произошла и смена поколений моторов.

Подробнее об этом можно узнать в нашем обзоре BMW Е65/Е66 в этой статье.

В Беларуси достаточно владельцев этой модели. Обладатели топовой версии с V12, правда, бывает, побаиваются машину по аналогии с реактивным самолётом. Вопреки расхожему мнению, этот 12-цилиндровый мотор не так страшен в плане поломок.

е65 1

 Пятое поколение, F01-04 

Выпускались с 2008 по 2015 год.

Эта «семёрка» принесла в историю модели немало нового: полный привод, первая гибридная версия, полноценный М-пакет и возвращение бензиновых турбомоторов, которые не ставились со времён Е23.

Основное изменение коснулось дизайна - он стал более гламурным и элегантным. Авторство облика модели принадлежит канадскому ливанцу Кариму Хабибу.

f01 1

Помимо заднего привода, покупателям предложили новый «умный» полный привод Xdrive.

В качестве трансмиссии - только 8-ступенчатая АКП от ZF. Селектор КП вернули на привычное место.

  • Под капотом F01-04 прописали бензиновые и дизельные агрегаты объемом 3.0, 4.4, 6.0 литра с системой TwinPower Turbo. Количество цилиндров варьируется от 6 до 12.
  • Двухтурбинная система позволила снять с легендарного V12 544 л.с. Это на 100 «лошадей» больше, чем у E65.
  • Баварцы сделали первую гибридную «семёрку», добавив в пару к бензиновому V8 электродвигатель отдачей 20 л.с. Суммарная мощность гибрида - 465 л.с.

f01 2

В 2012 году пятое поколение «семёрки» перенесло рестайлинг. В результате в моторной гамме модели не осталось ни одного атмосферника.

Салон модели полностью перекроили, свободного места стало больше.

Впервые в «семёрку» поставили цифровую приборную панель с проекцией данных на стекло перед водителем.

К другим важным опция можно отнести интегральное рулевое управление с подруливающей задней осью, систему ночного видения, предупреждения о пересечении разметки и радарный круиз-контроль.

Технологическая «продвинутость» модели не может не восхищать.

f01

Белорусские владельцы F01/F02 говорят, что продавать купленную у дилера «семёрку» не выгодно: за пару лет модель сильно потеряла в цене.

Иногда - жалуются на то, что многие дорогие узлы, включая мотор и коробку передач, пришлось менять ещё во время пятилетнего гарантийного обслуживания у дилера.

Вместе с восхищением технологичностью и комфортом, с ностальгией вспоминают «настоящие» BMW 7-series. Которые, видимо, закончилась на Е-серии.

f01 3

 Шестое поколение, G11-12 

Выпускается с 2015 года.

Что тут скажешь - «семёрки» BMW с каждым поколением становятся всё роскошнее, интеллектуальнее и мощнее. И недоступнее рядовым обывателям, конечно же.

Новый флагманский седан представили летом 2015 года.

g11 4

Машина получила новую платформу CLAR и два индекса кузова - G11 для седана и G12 для удлинённой версии.

После премьеры во Франкфурте модель критиковали за чрезмерно сдержанный дизайн. Видимо, усилия производителя были направлены больше на аэродинамику и улучшение управляемости за счёт облегчения конструкции.

Вообще, шестое поколение BMW 7-series, с одной стороны, установило новые стандарты роскоши класса и удовольствия от вождения.

g11 3

С другой стороны - это первая «семёрка», которую можно заказать с двухлитровым четырехцилиндровым двигателем. Да, тенденция даунсайзинга в Мюнхене не пощадила и флагман.

  • В основном в моторной гамме двигатели новой В-серии, а ещё трёхлитровый дизель и 3,0 и 4,4-литровые бензиновые моторы, последний выдаёт 450 л.с.
  • Гибридная версия тоже имеется, её суммарная отдача 326 л.с.

g11 2

Рейстайлинг G11/G12 2019 года наделал много шума. В основном поклонников марки расстроили гигантские «ноздри» седана, в духе недавно представленного BMW X7.

Вместе с тем, модель получила ряд серьёзных изменений, от укрупнённых габаритов и новой оптики, до виртуального кокпита, голосового ассистента водителя, обновлённых материалов отделки, сидений и руля.

  • В гамме моторов появился новый 4.4 -литровый V8, который прибавил с 450 до 530 л.с. (750 Нм).
  • Появилась и новая гибридная версия с отдачей в 400 л.с.
  • Топовым для новой «семёрки» стал 6,6-литровый V12 отдачей 609 л.с.

 g11 7

Комплектуются «семёрки» 8-ступенчатой АКП ZF.

Уже в базовой версии седан оснащён умным ассистентом парковки, который может запарковать БМВ задним ходом, а затем вернуться обратно, повторяя в обратной последовательности все манёвры.

Хорошенько рассмотреть обновлённую G11/G12 и узнать о ней больше можно в нашем дайджесте.

О том, как увидели новую «семёрку» ребята из Alpina и какой новый шедевр предложили на ей основе, мы писали в этом материале.