Двигатель N73 - конструкция, проблемы, ресурс и отзывы владельцев

Двигатель BMW N73 - мощный V-образный 12-цилиндровый агрегат. Он отличается внушительным рабочим объемом, ураганной динамикой и нескромными топливными аппетитами.

n73 1

Особенности конструкции

Логичное продолжение эволюции V12, бензиновый мотор N73 стал первым двигателем такого объема от BMW, оснащенный всеми техническими достижениями моторов N-серии, вроде системы Double VANOS или системы изменения подъема клапанов Valvetronic.

Правда, ни одна из «семейных» болезней также не обошла большеобъемник стороной. И в результате N73 так же склонен к перегреву и страдает от вписывания в нормы экологичности.

Двигатель N73 пришел на смену устаревшему M73 и представляет собой его глубокую модернизацию: расстояние между осями коренных и шатунных ячеек коленвала стало больше, ход поршня и объем цилиндров соответственно тоже.

Конструктивно N73 представляет собой проверенную временем 12-цилиндровую «восьмерку», по четыре клапана на цилиндр.

Блок цилиндров и головка блока получились облегчить за счет использования алюминиевого сплава. Вес двигателя составляет 161 кг.

n73 2

Разваленный под углом 60 градусов блок цилиндров удерживают 7 коренных опор (подушек двигателя). Две ГБЦ несут на себе по два распределительных вала с новой системой наполнения цилиндров. В результате поступление топлива в цилиндр отмеряет не дроссель, а система подъемов клапанов Valvetronic. Высота подъема клапанов в этом случае регулируется исходя из режима работы и соотношения топливовоздушной смеси.

За счет применения устройства изменения фаз газораспределения, Double VANOS, производителю удалось повысить эффективность двигателя, уменьшить расход бензина (по сравнению с М73 экономия топлива составляет 12%) и снизить концентрацию вредных для окружающей среды веществ в выхлопе. Мотор соответствует эко-нормам стандарта Euro 3, Euro 4.

В качестве привода ГРМ установлена роликовая двухрядная цепь.

Впервые на 12-цилиндровом агрегате применили систему прямого впрыска топлива.

Вместе с N73 появилась и новая система управления - ЭБУ MED 9.2.2.

Устанавливался двигатель:

  • в версии N73B60 (N73 B60 A) на BMW 760i/760Li в кузове E65/66, E67/68 - c 2003 по 2008 гг.
  • в версии N73B67- на Rolls-Royce Phantom с 2008 г.

Мощность бензинового 6-литрового мотора составляет 445 л.с. при 6000 об/мин. Крутящий момент - 600 Нм при 4000 об/мин.  

С 2008 года на автомобилях BMW двигатель N73 стал заменяться на N74.

N73 3

Эксплуатация N73

Производитель запрещает использовать в данном моторе топливо с октановым числом ниже АИ-95.

Моторное масло лучше выбирать исходя из рекомендаций производителя и менять каждые 8-10 тыс. км. Экономия на качестве расходников и технических жидкостей грозит обернуться серьезными проблемами.

Отдельно владельцам стоит позаботиться о герметичности системы впрыска. В частности, менять съемный элемент воздушного фильтра каждые 100 тыс. км.

Свечи зажигания требуется менять каждые 120 тыс. км.

Цепь «ходит» в среднем 150 тыс. км.

Спустя 200 тыс. км пробега владельцу стоит готовиться к серьезным расходам, связанным с заменой вышедших из строя элементов системы VANOS.

Газораспределительный механизм N73 весьма сложен и требует тщательного обслуживания. Неквалифицированное вмешательство в ремонт ГРМ данного двигателя запрещен.

Типичные неисправности

К распространенным проблемам, которые отмечают владельцы N73, относят:

неисправности системы Valvetronic

Когда двигатель начинает потряхивать на холостом ходу, это говорит о проблеме в наполненности цилиндров топливом. Отказать «Вальветроник» может из-за неисправного электромотора, который поворачивает распредвал.

выход из строя системы VANOS

Даже несмотря на сервис, спустя 200 тыс. км пробега владельцы сталкиваются с перебоями в работе мотора и необходимостью замены системы VANOS целиком - отдельно замена элементов, ремонт и восстановление компонентов ее не предусмотрены.

n73 4

цепи привода ГРМ

Двухрядная цепь ГРМ на N73 требует замены каждые 130-150 тыс. км. В противном случае она растянется, фазы газораспределения нарушатся, в худшем случае - цепь может оборваться. Замена привода на V12 удовольствие не из дешевых.

выход из строя ЭБУ

Работой двигателя руководят два блока управления производства BOSCH. При выходе одного ЭБУ из строя автоматически отключается целый ряд цилиндров.

перегрев

Как и все моторы N семейства, V12 весьма чувствителен к перегреву. Чтобы уберечь алюминиевый блок, некоторые владельцы полностью меняют антифриз и промывают систему охлаждения дважды в год. В числе обязательных процедур - чистка радиатора.

Итого

Двигатель N73 - один из самых мощных и резвых двигателей в мире. Но владелец этого 6-тилитрового V12 должен быть готов к определенным проблемам с системами VANOS и Valvetronic.

ГРМ двигателя достаточно сложный и не терпит неквалифицированного обслуживания. Моторное масло, бензин и расходники - все должно быть лучшим из доступных, в обратном случае чувствительный агрегат быстро выйдет из строя.

О моторах N63 узнаете здесь.